Ваш регион:
Ваш регион
Воронежская область
8 800 555-71-03 (бесплатно по всей России)
Личный кабинет

Заполните форму.

Регистрация завершена.
Личный кабинет будет доступен после активации аккаунта. Мы свяжемся с вами в ближайшее время

23.01.2018
Розничный рынок в Крыму

Цены на топливо в Крыму, их структура, маржинальная доходность АЗС

 

Розничные цены на топливо в Крыму самые высокие среди российских регионов, не считая такие удалённые территории, как Анадырь, Якутск, Магадан, Нарьян-Мар, Южно-Сахалинск, куда топливо поставляется по программе Северного завоза, либо по зимникам.

Тема высоких цен постоянно находится под прицелом местных руководителей полуострова, но сломать сложившуюся практику формирования цен не удаётся.

На конец 2017 года, как, впрочем, и в продолжение его, цена литра бензина в Симферополе превышала среднестатистическую по России примерно на 3 -4 рубля, дизельного топлива – на 2 рубля.

 a.png

 

Внутри года динамика крымских цен мало отличается от цены среднероссийской. Темпы прироста цен с начала года на автомобильный бензин составили 4,5% …5,7% в зависимости от марки при среднероссийской динамике 6,5% - 7,7%. Дизельное топливо подорожало на 11,7% против 9,4% по России.   

 b.png

 

Особенность Крымского ритейла заключается в том, что российские нефтяные компании - Лукойл, Роснефть, Газпром нефть, Татнефть из-за рисков, связанных с санкциями прекратили свою деятельность в регионе. Но именно их сети АЗС в том или ином регионе присутствия всегда задавали не рыночный уровень цен. А к ним, хочешь – не хочешь, вынуждены приспосабливаться независимые сети АЗС. Известно, что нефтяные компании исполняют социальный заказ, который в виде пожелания формулируют руководители ФАС о соразмерности роста цен на АЗС с годовой инфляцией. ВИНКи, как правило, исполняют этот наказ, сдерживая розничные цены. Как результат время от времени возникают перекосы между оптовыми и розничными ценами, маржа АЗС уходит в отрицательную область, бунтуют независимые владельцы АЗС, напрямую обращаясь к Президенту страны с призывом «навести порядок в ценообразовании».

Так вот, в Крыму такие схемы не работают, их некому исполнять. На полуострове сохранились лишь коммерческие компании, коим санкции кого бы то ни было, кроме собственных начальников, не страшны, но и торговать в убыток они не будут, да к тому же и налоговики их не поймут.

Чтобы понять структуру затрат в цене литра топлива на крымских АЗС и маржинальную доходность розницы, проведём их анализ на примере цен на бензин Аи92 в Симферополе в декабре 2017 года. По данным Росстат средняя цена литра Аи92 на симферопольских АЗС держалась в декабре неизменной на уровне 40,46 р/литр.

 В Крыму нет собственной переработки, топливо на полуостров поступает с материка через Керченский пролив.  По данным железнодорожных экспедиторов 90% наполнения рынка обеспечивается поставками с трёх заводов: Самары - 57%; Уфы – 21%; Саратова – 12%. Оставшиеся 10 % отгружаются с 15 более удалённых от Крыма заводов и крупных нефтебаз.

 c.png

 

До того, как бензин физически поступит на АЗС, его следует купить на биржевых торгах примерно за тридцать дней. В этот среднестатистический срок между покупкой на бирже и продажей на АЗС входит цепочка ожиданий и перемещений груза. Так, пауза от даты сделки на бирже СПбМТСБ до отгрузки с завода растягивается в среднем на две-три недели, затем цистерны от Самары до Керчи идут 8 суток (от Уфы 10 суток), потом ещё трое до Симферополя.

Посчитаем услуги транспортировки топлива, например, от Самарской группы НПЗ до Симферополя. Услуги включают следующие составляющие:

- ЖД-тариф «ст. Новокуйбышевская – ст. «Кавказ» - 3420 р/тн ( 2,55 р/л). Источник  - тарификатор на сайте биржи СПбМТСБ:

- ЖД-тариф «ст. Керчь – ст. Симферополь» - 1209 р/тн (0,90 р/л):

- Услуги паромной переправы – 973 р/тн (0,73 р/л). Источник – договор с нефтяной компанией.

Итого, 5600 р/тн (4,17 р/литр).

В себестоимость товара также следует включить:

- услуги перевалки топлива на нефтебазе, хранения порядка 300 р/тн (0,22 р/л)

- затраты по финансированию проекта. При ставке кредита около 11%, удорожание себестоимости товара за тридцать дней к моменту его реализации на АЗС составит около 440 р/т (0,33 р/л).

Таким образом, в структуре цены литра бензина 78% - это заводская цена «на воротах», 10% услуги транспортировки, 10% - маржа АЗС и по одному проценту на услуги хранения и финансирования закупки топлива.  

В расчёт не включены издержки, связанные с недоливами на НПЗ, потерями при транспортировке и хранении топлива.

Аналогичные расчёты, проведённые для бензина марки Аи95 показывают маржинальную доходность 14%, по дизельному топливу – 3%.

 d.png

 

В течение года маржа, оцениваемая как разность между ценой на стеле АЗС и ценой топлива, поступившего на АЗС для реализации, меняется, но незначительно. Зимой маржа крымских АЗС достигает 16%, а по мере роста оптовых цен летом опускается к концу года до 9-10%, но в среднем составила 13% в 2017 году.

При этом следует напомнить, что уровень безубыточности по мнению владельцев независимых АЗС составляет 10%, а на прибыль в нашем случае остаётся 3%.  Такова эффективность розничного бизнеса в Крыму.  И не только в Крыму. Такой же уровень маржинальности дают расчёты по Московским АЗС - 13%.

 

Итоги торгов Розничный рынок в Крыму
Ключевые индикаторы рынка

Автор обзора: Виктор Костюков

© Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм Топливный Интегратор».

При перепечатке ссылка на источник обязательна!

Компания "Алгоритм Топливный Интегратор" - простое и удобное приобретение природного газа и нефтепродуктов на товарно-сырьевой бирже в России.

Анализ рынка

28.12.16 видео

Топливная карта - удобный инструмент, она представляет собой не средство расчета, а электронную доверенность для осуществления прямых торговых операций между юридическими лицами.

03.07.18

За первое полугодие 2018 года в Крым железнодорожными цистернами выгружено нефтепродуктов в количестве 420 тыс. тн против 330 тыс. тн годом ранее за такой же срок.

14.06.18

Нефтяные компании выбрали тактику заморозки розничных цен при одновременном снижении оптовых.

Выберите ваш регион: